Анализ целостности текста через интернет

Одним из популярных заданий для олимпиад, экзаменов и конкурсов по литературе является целостный анализ текста. Эта работа помогает экзаменаторами (проверяющим) качественно оценить аналитические способности ученика, а также его умения использовать литературную терминологию или другие языковые приемы.

В некоторых заданиях приведен перечень из вопросов к тексту, последовательные ответы на которые помогут сформировать полноценный анализ. Однако за автором остается право следовать своему собственному плану.

Главное правило того, как делать целостный анализ текста, — в результате должно получить самостоятельное, связанное эссе, которое будет проявлять знание ученика о произведение, умения владеть литературными и языковыми инструментами, а также способность глубоко анализировать персонажей и проблематику происходящих событий.

Из чего состоит целостный анализ текста

Существуют различные шаблоны, следуя которым можно создать эффективный целостный анализ текста. Наиболее популярной его формой является следующий алгоритм:

  1. Определить тему и главную идею произведения.
  2. Обозначить литературные связи между сюжетной линией и композицией.
  3. Проанализировать организацию текста или характер главного героя, системы персонажей и описания происходящих событий.
  4. Предоставить собственное мнение о том, как автор произведения видит и относится к сюжету и героям, которые в нем задействованы.
  5. Привести примеры и проанализировать выразительные литературные приемы и инструменты, функционирующие в рамках одного или нескольких отрывков.
  6. Обозначить особенности литературного стиля и жанра анализируемого текста.

Важно! Этот же алгоритм можно применять для составления отзыва о произведении, также в форме целостного анализа. Однако для этого в общую структуру нужно будет добавить:

  • эмоциональное отношение читателя к тексту, несущее оценочный характер;
  • самостоятельную оценку характеру, поведению героев и происходящим событиям, которая будет подтверждена конкретными примерами из текста;
  • выводы и их литературное обоснование.

В отличие от экзаменационного целостного анализа текста, отзыв имеет больший эмоциональный окрас и делает упор, скорее, на эмоциональный отклик читателя, нежели на разнообразие литературных инструментов.

Особенности анализа прозаического произведения

Для написания прозаического произведения в большинстве своем авторы берут за основу определенные исторические события. Именно этот конкретный исторический контекст отыгрывает важную роль на всем литературном анализе текста, поэтому особое внимание следует обращать на:

  • какие были литературные направления в период написания этого произведения;
  • какую историческую и художественную ценность представляет текст для современников и на текущий момент;
  • история создания произведения;
  • как критики отнеслись к этому тексту;
  • как можно оценить литературное значение, стиль, манеру написания и другие аспекты современному читателю.

После этого информационно-аналитического блока можно приступать к разбору идейно-художественного единства, содержания и формы.

Концептуальная часть анализа

Концептуальная часть анализа рассматривает основные идейные аспекты произведения:

  • тему;
  • проблематику;
  • идею;
  • пафос.

Тема – главная проблема или событие, которое автор рассматривает на протяжении всего повествования. Чаще всего это именно те вопросы или события из реальной жизни самого писателя, его окружения или исторической личности. Каждая ситуация или явление сама по себе является отдельной темой, а вот их совокупность формирует общую тематику.

Проблема – политический, социальный или психологический аспект, который наиболее интересует автора произведения. Нередко для написания прозаических сюжетов за основу берут одну острую и глобальную проблему, которая провоцирует множество других. Ярким примером могут стать тексты, затрагивающие крепостное право, социальную несправедливость или дискриминации. Совокупность проблем, связанных между собой одним сюжетом, называется проблематикой.

Идея – основная мысль, которую автор пытался донести своим читателям. Нередко она принимает форму итогового решения проблемы или указания верного пути, которому нужно следовать. За идеей может стоять мораль или завуалированный предмет проблемы.

Пафос – оценочное суждение самого писателя, которое ориентируется на эмоционально-психологический аспект. Оно является прямым свидетельством отношения писателя к происходящим событиям.

Как организовывается в одно целое художественный текст

То, что объединяет различные части произведения в одну целую форму, называется композицией.

Она состоит из:

  • сюжета – последовательности основных событий или проблем;
  • конфликт – основной триггер повествования, основанный на столкновении интересов или противоречий персонажей текста;
  • пролог – приветственное вступление к тексту, которое затрагивает прошлые события, создавая интригу или давая намеки на развитие событий в тексте;
  • экспозиция – литературное изображение ситуаций и состояний для введения читателя в курс дела;
  • завязка – начало развития сюжета, которое реализуется в форме события или конфликта;
  • развитие действия – упорядоченная совокупность или последовательность действий, из которых состоит сюжет повести;
  • кульминация – момент, когда происходящее доходит до определенной «точки кипения», события, провоцирующие максимальное волнение или сопереживание;
  • развязка – окончательное решение рассматриваемого в произведении конфликта, что по совместительству является заключительным событием развития действия;
  • эпилог – заключительная часть произведения, в котором автор рассказывает о судьбе или дальнейшем происходящем с главными персонажами произведения.

Целостный анализ – общепринятая форма связанного аналитического изображения понимания и отношения читателя к произведению. Она имеет свободный стиль изложения, но для соблюдения классической структуры можно воспользоваться популярным алгоритмом, приведенным в этой статье.

Оцените статью
Добавить комментарий